RSS

Культ вашей личности



А вы себя уважаете? Ведь самоуважение — основное, базисное качество любого человека. Чем выше оценки, которые мы проставляем себе в своем "дневнике", тем гармоничнее чувствуем
себя в этом мире. Твердая уверенность в том, что "я — хорошая", помогает держаться на плаву при любых обстоятельствах. Можно сказать, что самоуважение — это наш внутренний иммунитет

Как высокая самооценка может быть даром природы, так низкая — врожденным "дефектом". Процент уверенности в себе во многом зависит от генов и типа личности, заложенных при рождении. Недаром же психологи условно делят людей на "жертв" и "победителей". Даже если в жизни женщины первого типа произойдет что-то стоящее, она подумает, что это случайность, а победительница по натуре решит: это ее заслуга. Если же случится прокол, та, что набрала максимальное число баллов по шкале "самооценка и самоуважение", будет твердо убеждена: неприятность — чистая случайность, недоразумение, дело поправимое, и не станет акцентировать на ней внимания. А особа, испытывающая дефицит самоуважения, сделает вывод, что именно с ней это и должно было произойти. Это о вас или о вашей близкой подруге, родном вам человеке? Есть хорошие новости: переломить унылую тенденцию можно.

Формулируй это!
Самооценка — это микс из уверенности в своей способности справляться с задачами, которые ставит перед нами жизнь, и уверенности в своем праве быть счастливым, считает психолог Натаниэль Бранден. Формула такова: Самооценка = самоэффективность + самоуважение.
При низкой самоэффективности вы можете, например, долго отказываться от предлагаемой должности, не чувствуя уверенности в том, что справитесь. Вы готовитесь к решению трудной задачи целую вечность. Эй, поезд может уйти без вас! При слабовыраженном самоуважении боязливо озираетесь по сторонам, озабоченные тем, как окружающие отреагируют на ваши действия, одобрят их или осудят, и потому опять же не двигаетесь вперед. Живете как будто бы не для себя, а для других, забывая о ценности собственного мнения и о своем праве на счастье. С чего же начинать исправлять положение?

6 принципов доктора Брандена:
принимать себя
отвечать за себя
уметь постоять за себя
отдавать себе отчет в своих поступках и желаниях
быть честной с самой собой
жить целеустремленно


Да, придерживаться этих принципов нелегко. Кому охота признаваться в своем несовершенстве, постоянно контролировать свои эмоции и, совершая нечто, брать всю ответственность за последствия на себя? Но если пытаться все это делать, ваша "себестоимость" непременно вырастет. Психологи советуют обратить внимание прежде всего на самоуважение. Если привести его в норму, самоэффективность и самооценка вырастут сами собой.

Самой-к-себе-уважение
Самоуважение бывает безусловным. Это базовая установка: "Я хорошо к себе отношусь". Оно не зависит от мнения возлюбленного относительно вашей внешности, от суждений мамы по поводу вашего недавнего развода и соображений босса о качестве исполнения вами служебных обязанностей. Также не играют роли и ваши достижения: институтская победа в конкурсе красоты, четверо детей и должность старшего менеджера. Базовая часть самоуважения формируется в детстве родителями, близкими и в готовом виде проносится через взрослую жизнь. Те, в ком она заложена, будут высоко себя ценить даже на фоне очень скромных социальных заслуг. Установка такова: "Ну и пусть я продаю пирожки в подземном переходе или подаю пальто в гардеробе. Воспитывая ребенка, делая вкусные блинчики, регулярно погашая коммунальные платежи, я вполне заслуживаю того, чтобы уважать саму себя". Такая женщина не позволит, чтобы ей беспардонно тыкали, попрекали маленькими заработками, и не станет жить с мужчиной, который ее не любит, а элементарно использует. И все только по причине глубокого самоуважения.
Условная часть самоуважения в основном зависит от личных достижений и куда более тесно связана с оцениванием себя самой или окружающими. То есть вы способны поставить перед собой цель и достичь ее, какова бы она ни была (защита международного диплома об образовании, получение прав на вождение автомобиля или виртуозное вышивание крестиком картин на библейские сюжеты), но ваше самоуважение реально повысится только в том случае, если это будет публичный успех. Однако людей, которым и с родительскими установками повезло, и личные заслуги хорошего уровня, не так уж много. Что ж, давайте вместе работать над построением "самой-к-себе-уважения"! Для начала пройдем тест, затем составим топ-лист своих достоинств, после займемся аутогенной тренировкой и, наконец, выполним специальное респект-упражнение.

ТЕСТ большой респект или полная неуважуха?
"УЖ СЕБЯ-ТО Я ЗНАЮ КАК ОБЛУПЛЕННУЮ", — ДУМАЕТЕ ВЫ И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ОЦЕНИВАЕТЕ СЕБЯ НЕПРАВИЛЬНО: СЛИШКОМ ВЫСОКО ИЛИ ЧРЕЗВЫЧАЙНО НИЗКО. ВСЕ ДЕЛО В ТОМ, ЧТО МЫ СМОТРИМ НА СЕБЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОТНОШЕНИЯ К НАМ ОКРУЖАЮЩИХ. НАШЕ САМОУВАЖЕНИЕ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, НАСКОЛЬКО НАС УВАЖАЮТ ДРУГИЕ. А ВОТ В КАКОЙ МЕРЕ, ПОКАЖЕТ ТЕСТ. ОТВЕТ "ОЧЕНЬ ЧАСТО" ОЦЕНИТЕ В О БАЛЛОВ, "ЧАСТО" — 1 БАЛЛ, "ИНОГДА" — 2 БАЛЛА, "РЕДКО" — 3 БАЛЛА, "НИКОГДА" — 4 БАЛЛА.
Вам необходимо, чтобы друзья и близкие подбадривали вас?
Чувствуете, что ответственны за коллег по работе?
Беспокоитесь о своем будущем?
Думаете, что многие люди неправильного и даже негативного мнения о вас?
Вас тревожит ваше плохое настроение?
Волнуетесь, что о вас подумают другие?
Другие женщины выглядят лучше вас?
Вы допускаете больше ошибок, чем другие?
Жалеете, что не умеете говорить так, чтобы окружающие вас слушали, открыв рот?
Вам не хватает инициативы и уверенности в себе?
Вам не с кем поделиться своими мыслями и проблемами?
Люди ждут от вас слишком многого?
Окружающие не особенно интересуются вашими достижениями?
Легкое смущение, скованность — ваше нормальное состояние?
Вы волнуетесь и почти всегда понапрасну?
Испытываете чувство неловкости, когда находитесь в одном помещении с незнакомыми людьми?
Чувствуете, когда люди говорят о вас за вашей спиной?
Живете в постоянном предвкушении неприятностей?
Жалеете, что недостаточно общительны?
В спорах высказываетесь только тогда, когда уверены в своей правоте?

ПОДСЧИТАЙТЕ ОБЩУЮ СУММУ БАЛЛОВ
0-23 БАЛЛОВ. Вы о себе крайне невысокого мнения. Достаточно даже легкого и прозрачного сомнения окружающих в ваших достоинствах или способностях, чтобы самооценка покачнулась. Тем более болезненно вы переживаете резкие критические замечания в свой адрес и изо всех сил стараетесь считаться с мнением других. Но с чего вы взяли, что эти люди объективны? Спросите лучше свое подсознание, и оно скажет правду: "Да, у меня есть недостатки, я не всегда бываю на высоте, но у меня есть и достоинства, и успехи, например, я варю отличный грибной суп и составляю прекрасные икебаны". А к критике относитесь как к импульсу, заставляющему вас меняться, обновляться, самосовершенствоваться.
24-56 БАЛЛОВ. У вас средний уровень самооценки. Вам не безразлично, что скажут и что подумают о вас другие, жесткая критика может заставить вас обидеться на весь мир и одновременно потерять самоуважение. Сестра однажды сказала, что вам не идут юбки, и теперь вы носите только брюки. Муж как-то ляпнул, что нарисованная вами чайка чем-то напоминает баржу, и вы бросили живопись. Но, к счастью, ваша самооценка не лишена иммунитета. Начните работать над собой, и вы постепенно "выздоровеете". Например, напрягитесь и нарисуйте такую чайку, чтобы даже орнитологи ахнули от натурализма изображения. Успех — отличный импульс для того, чтобы уважение к себе начало расти.
57-80 БАЛЛОВ. Сколько бы баллов вы ни набрали в этих пределах, уважаете себя вы на все 100. В оценке себя вы опираетесь не на внешние источники, а на то, что у вас внутри — вы точно знаете, каковы ваши способности, возможности, достоинства. Вы не боитесь услышать мнение коллеги о себе, вас не пугает перспектива серьезного разговора с любимым о ваших отношениях. Но давайте честно, если никакая критика вас не задевает, то подумайте, не переросло ли ваше самоуважение в спесь? Завышенная самооценка вредна, как и нежелание видеть свои недостатки (которые, между прочим, есть у всех). Поэтому иногда стоит прислушиваться к тому, что говорят и думают о вас окружающие.




ТОП-ЛИСТ ВАШИХ ДОСТОИНСТВ
Вы считаете юношеский разряд по стрельбе из лука в прошлом и двоих чудесных малышей в настоящем чем-то само собой разумеющимся? Как часто отсутствие уважения к себе обусловлено тем, что мы видим в себе только недостатки и совершенно не замечаем достоинств. А они точно есть! Перечислите их, причем непременно в письменной форме в большой тетради красивым почерком. Список озаглавьте: "50 МОИХ БЕССПОРНЫХ ДОСТОИНСТВ". Задача кажется неподъемной? На самом деле надо только начать! Затрудняетесь даже с первым пунктом? Призовите на помощь подруг, близких, любимого. Задайте им всем один и тот же вопрос: "Что тебе во мне нравится?" И комплиментов наслушаетесь (что само по себе способствует поднятию самооценки), и минимум полсписка составите. Не старайтесь мыслить глобально, сгодится все, что достойно похвалы. Научились печь "Наполеон"? Внесите еще один пункт в "достойный список". Сделали сами ремонт в квартире? Добавьте еще несколько пунктов. Таким образом заполняйте страницу за страницей. Вскоре вам самой станет очевидно: у вас масса добродетелей. Ну и как же можно при их наличии не уважать себя?

ПРОВЕРКА НА АДЕКВАТНОСТЬ
Завышенная или заниженная самооценка неадекватна и вредна, так как ведет к деформации личности. А адекватная находится где-то между ними, на уровне золотой середины. Вот примеры трех вариантов самооценки. Какой вам ближе?
ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА. Я пеку великолепные пироги! Самые вкусные в мире! Да ни один шеф-повар не сможет приготовить ничего подобного!
ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА. Я совершенно не умею ездить на велосипеде! Все умеют, а я нет. Это ужасно! Я никогда не освою эту машину!
АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА. Да, я не умею ездить на велосипеде. Да, я умею печь пироги.



Как "накачать" самоуважение
Самоуговоры типа "я самая обаятельная и привлекательная" действительно работают, если проникнуться ими. Слово материально! Научнол доказано: аутогенная тренировка может благотворно влиять даже на эндокринную и иммуную системы организма, а уж на рост самоуважения и подавно!

I ЭТАП
Я принимаю свои переживания и страдания — это тоже часть меня, моей жизни.
Я учусь адекватно воспринимать неприятности: я переживаю их ровно настолько, насколько они этого заслуживают.
Я берегу свою энергию для сегодняшнего дня и будущих светлых дней. Я отказываюсь тратить ее на переживания из прошлого или ожидание возможных неприятностей.
Я живу настоящим и верю в свое будущее.
Я знаю, что все плохое обязательно сменится хорошим.
Я чувствую радость от преодоления трудностей.
Если большинство установок соответствует вашему самоощущению или, по крайней мере, не вызывают у вас протеста, значит вы стремитесь поддерживать у себя оптимистический уровень мировосприятия, что невозможно без любви и уважения к себе. "Трудные" установки надо "переварить" и "присвоить" себе. Повторяйте их каждый день, лучше перед зеркалом, в течение недели (двух, трех, месяца...), пока они не приживутся в вашей голове, как свои собственные. И не забывайте сверять свои повседневные мысли и поступки с данными формулами, подгоняя первые под вторые.
II ЭТАП
Я поощряю себя даже за незначительные достижения, чтобы иметь силы развиваться дальше.
Я не принижаю и не преувеличиваю свои достижения ради самолюбования или чтобы кому-то угодить.
Внимание и благодарность окружающих мне приятны, но я умею находить и внутренние точки опоры.
Если эти формулы точно вписываются в ваши представления о себе, то ваши любовь и самоуважение бесспорны, зависимость от чужих оценок в пределах безопасной нормы, а самооценка близка к адекватной. Если нет, проникнитесь смыслом установок и повторяйте их ежедневно, пока не сроднитесь с ними.
III ЭТАП
Я считаю, что моя судьба во многом зависит от моих собственных усилий.
Сталкиваясь с препятствиями, я мобилизую все свои силы, чтобы совладать со стрессом.
В моих силах прожить любой день так, как я хочу.
Когда эти установки перестанут вызывать у вас сомнение или отторжение, то можно будет утверждать, что вы достигли высокого уровня уверенности в себе и больше не подчиняетесь обстоятельствам. Преодоление этого порога не может не вызвать у вас еще большего роста самоуважения.
IV ЭТАП
Я умею ставить перед собой цели и находить способы их достижения.
В своей жизни я отличаю главное от второстепенного, не позволяя негативным эмоциям или обстоятельствам захватить меня врасплох.
Я прислушиваюсь к своим ощущениям, но не позволяю отрицательным чувствам взять надо мной верх.
Если вы приняли эти аксиомы, значит вы способны к саморуководству, а это еще один бесспорный повод для самоуважения. Если же пока вы не очень уверенно расставляете приоритеты, не всегда доводите задуманное до конца и допускаете тактические ошибки на пути к цели, то вам следует почаще обращаться к данным установкам. И уважать себя за то, что вы делаете такие попытки.

С ДЕВИЗОМ ПО ЖИЗНИ Любая из этих "мантр" может стать девизом вашей жизни. Напишите ее красиво на цветном картоне, обрамите и разместите на видном месте. Если слоган выбран правильно, он может в хорошем смысле изменить вашу жизнь. Кстати, "отработанный" девиз можно заменить на более актуальный для нового этапа жизни, и это позволит вам подняться еще на несколько ступеней вверх по шкале самоуважения.
СВЕРХЗАДАЧА Регулярная аутогенная тренировка поможет вам сначала проникнуться к себе симпатией, затем зауважать и, наконец, полюбить, а в итоге — действовать более конструктивно.


РЕСПЕКТ-УПРАЖНЕНИЕ
ЗАДАНИЕ № 1 Узнайте, что конкретно вы из себя представляете, чтобы понять, какие стороны вашего Я достойны уважения. Для этого дайте себе 20 безоценочных определений, стараясь ничего не забыть (например, Я — мать. Я — автолюбитель и т. д.). Вот теперь вы имеете довольно полное представление о себе. Как правило, наиболее значимыми в вашем внутреннем рейтинге являются первые 5-7 позиций. Скажем, если в первой строке вы указали, что вы мать, и только на десятой строчке написали "любовница", то это значит, что вы чувствуете себя лучше в роли матери, нежели в роли любовницы раз в 10. Таким образом, материнский образ вашего Я достоин серьезного уважения, но задумайтесь о том, насколько вы цените свою сексуальность и романтичность. Быть может, стоит заняться развитием этой грани своего Я? И тогда ваше самоуважение вырастет на несколько порядков.

ЗАДАНИЕ № 2 Дайте 20 ответов на вопрос: "Какая Я?", то есть оцените себя: "Я добрая (вредная)", "Я щедрая (экономная)", "Я работящая (ленивая)"... Будьте искренни и вы получите рейтинг наиболее значимых лично для вас качеств, дадите себе развернутую характеристику. Теперь рядом с каждым пунктом поставьте"+" или Подумайте, какие минусы вы могли бы превратить в плюсы и тем самым повысить уровень вашего самоуважения.

ЗАДАНИЕ № 3 Составьте список из 5 качеств, которые вы хотели бы в себе улучшить или развить, например: надежность, сосредоточенность, уверенность в себе, простодушие, целеустремленность (выбор за вами). А теперь проставьте напротив каждого качества имя человека, название животного, природного явления, предмета, которые являются для вас его воплощением: надежность — скала, сосредоточенность — лазер, уверенность в себе — Ксения Собчак, простодушие — собака, целеустремленность — стрела. Напишите на отдельных листах бумаги каждое из желательных качеств или умений и тут же нарисуйте, как сможете, их "олицетворения". Разложите листки на полу по кругу и, наступая на каждый по очереди, максимально ярко представляйте образ, вживайтесь в него. Развитие этих черт повысит и уровень вашей самооценки, и степень самоуважения.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

0 коммент.:

Отправить комментарий